Блог

«Что сегодня происходит на рынке труда» часть 2

2021-04-10 09:48

Сегодня порассуждаем немного о такой профессии, как официант.


Официант — это одна из ключевых фигур и востребованных профессий сегодня в общественном питании. Индустрия питания становится все более популярной и востребованной на рынке. Сегодня не только в больших городах, но и в средних и малых, люди предпочитают обедать и ужинать, отмечать дни рождения, встречаться с друзьями и близкими вне дома. Уже писала о том. Что наша отрасль испытывает кадровый голод, сегодня посвящаю пост профессии официант.


Несколько фактов о профессии официант:

  • Слово «официант» произошло от латинского определения «officium», которое в переводе означает «услуга, любезность или одолжение».
  • Официант – это интерфейс любого объекта общественного питания. Также, как менеджер по продажам, официант имеет прямой контакт с клиентами заведения, от его работы прямо зависит настроение и лояльность клиента, а значит и успех ресторатора. И если гостю ресторана не понравится сервис, он вряд ли вернется в это место, даже если ему нравится кухня.
  • Если на Западе профессия официанта, считается уважаемой и люди работают официантами много лет, то у нас это скорее профессия временная. В ней большей частью работают студенты или те, кто занимает эту позицию в силу материальных проблем. Как правило, эти люди параллельно находятся в поисках более престижной работы.

Почему так происходит? Почему профессия «Официант» сегодня настолько не престижна?

Задалась этим вопросом и я. Давайте рассмотрим плюсы и минусы этой профессии:


Плюсы:

  • Большинство сотрудников-официантов работают, не имея специального образования
  • Если сотрудники имеют коммуникационные навыки, хорошую память, поставленную речь они легко устраиваются на работу.
  • На должности официанта помимо заработной платы, можно получать и приличные чаевые.

Минусы:

  • Профессия официанта считается незащищенной, в силу ее специфики. Например, официанты, как и любые другие сотрудники фронт офиса, общаются с разными клиентами, в том числе и с капризными клиентами. Не умаляя правила «Клиент всегда прав», отмечу, что именно официант берет на себя всю нагрузку и должен проявить выдержку, такт и умение совладать с ситуацией. У официантов немало рисков, связанных и с «капризами» работодателя или владельца заведения. Некоторые работодатели, за малейшую провинность легко выставляют штрафы и расстаются с сотрудниками, полагая, что официантов на рынке много, и завтра можно быстро найти другого человека.
  • В целом труд в сфере услуг не считается престижным. Кроме этого, официанты не видят карьерных возможностей для дальнейшего роста и развития, поскольку специфика профессии не дает сотруднику в полной мере раскрыть свой потенциал и овладеть новыми компетенциями. Очень редко официанты становятся руководителями ресторанов.
  • Работа официанта – это тяжелый физический труд, зачастую не нормированный. Рабочий график длится намного дольше, чем у белых воротничков.

Пандемия четко показала основные проблемы кадрового голода в сфере общепита. Считаю, что пришло время собирать камни, и понять, что общепит — это серьезно и надолго. В этой отрасли работает 23 процента трудоспособного населения. Рестораторы вносят ощутимый вклад в ВВП и налоговый бюджет страны. Потому считаю, что работа в отрасли общественного питания должна стать привлекательной. И имеет огромные перспективы, связанные с увеличением потребления услуг как со стороны внутреннего клиента, так и развития внешнего туристического потенциала и внутреннего туризма.

С каждым годом на рынке общественного питания остаются большей частью проекты, которые соблюдают стандарты, держат качество продукта и сервиса, находятся в постоянной динамике развития. Для того, чтобы отрасль успешно функционировала и развивалась, необходимы «Кадры», в том числе официанты. В Алматы, например, заведения, где официанты работают много лет, можно посчитать по пальцам.


Хочу внести свой вклад в укрепление престижа профессий в сфере общепита. Мечтаю построить компанию с такой корпоративной культурой, где профессия официанта станет по-настоящему престижной и люди будут гордиться тем, что они работают официантами.


Что планирую делать для этого:

  • открыть онлайн и офлайн школу
  • заниматься образованием и развитием официантов

Коллеги! Какие у вас есть ещё идеи, чтобы профессия официанта стала престижной? Зачастую именно из-за сервиса закрываются навсегда двери успешных проектов. И с подобной проблемой встречается каждый, кто сталкивался с общепитом как гость или как предприниматель. Ищу единомышленников и всех кому интересна эта тема для дальнейшего развития.



На фото я. Для глубокого понимания необходимо полное погружение.

#майгаринагульбану

#запискиРесторатора